+7 913 755 40 04 nalog.vopros@mail.ru
5
(15)

«Должны ли ИП или организация заключать договор с самозанятым или достаточно получить от него чек?» — такой вопрос я уже несколько встречала на бухгалтерских форумах.

Недавно у моего клиента возникла ситуация, которая стала поводом для этой статьи.

Банально и актуально: «доверяй, но проверяй»

Организация заказала разработку и печать рекламных буклетов и визиток знакомому дизайнеру-самозанятому (плательщику НПД). Так как давно друг друга знали, договорились на словах. Заказ получился объемный: аж на 120 000 рублей.
Не знаю, реально ли он такой объем работы выполнил или часть денег просто обналичили. Но чек за оплату услуг организация получила.

На этом заказы не кончились. Потребность в визитках была колоссальной! В следующие 4 месяца объемы сохранились: лишь слегка менялась стоимость — от 100 000 до 140 000 рублей в месяц.

И вдруг упс! после очередной полученной оплаты дизайнер — друг детства директора организации, с которым он много лет назад лазил по деревьям и играл в казаки-разбойники, — сообщает, что сформировать чек не получится. Дизайнера — плательщика НПД — сняли с учета. Статус самозанятого — плательщика налога на профессиональный доход — аннулировала налоговая инспекция.

А это значит, что с оплаты физ.лицу, которое не зарегистрировано как плательщик НПД, организации придется заплатить налог на доходы физ.лиц (НДФЛ) за счет самого самозанятого и страховые взносы за свой счет, всего около 43%.

Напомню, что договора, в котором можно было предусмотреть ответственность самозанятого дизайнера за потерю статуса и начисление налогов заказчику, нет.
Друзья же.

Директор — мужчина предприимчивый — хотел договориться, поделить ответственность с дизайнером пополам. А он в отказ — такого уговора не было и вообще всю эту схему директор придумал, поэтому сам и решай!
Терять друга детства не хотелось. Директор из своего кармана заплатил налоги и решил без договора больше не работать. Отношения с другом удалось сохранить. И у директора больше не возникал вопрос, если исполнитель самозанятый — нужен ли договор?

Любые отношения, связанные с обязательствами и деньгами, должны документироваться. Договор нужен для того, чтобы защищать свои интересы и отстаивать свои права, если возникнут разногласия и конфликты.

Возник риск заплатить еще больше налогов!

Но тут новая угроза потери денег возникла.
Выяснилось, что дизайнер лишился статуса самозанятого с момента своей регистрации.
Из-за того, что помимо услуг по разработке визиток, занимался перепродажей книг, а доход фиксировал в приложении для самозанятых. Самозанятые не могут заниматься перепродажей товаров (на основании пп.2 п.2 ст.4 закона 422-ФЗ). Налоговики обнаружили нарушение закона и сняли с учета с момента регистрации.

А это значит, что организация ВСЕ оплаты произвела физическому лицу без статуса самозанятого. И рискует заплатить налоги (НДФЛ и страховые взносы) со всех оплат дизайнеру. Ведь у организации не было никаких доказательств, что у дизайнера был статус самозанятого. Все отношения были оформлены на словах и на доверии.

Пришлось директору к еще одному знакомому обратиться — консультанту по вопросам налогообложения для малого бизнеса. В результате консультации был получен письменный ответ с вариантами развития событий, способами снижения налоговых рисков со ссылками на законодательство.

Что нужно было сделать, чтобы избежать рисков

1.Заключить договор, по которому исполнителем услуг является не просто гражданин — физическое лицо, а именно плательщик НПД.

2.Взять у исполнителя справку о том, что он является плательщиком НПД в момент заключения договора.

3.Перед перечислением оплаты проверять актуальность статуса плательщика НПД на специальном сервисе налоговой и каждый раз брать справку у исполнителя, чтобы приложить к чеку об оплате.

4.В договор включить пункт о том, что в случае потери статуса плательщика НПД, исполнитель обязан сообщить об этом заказчику в установленный срок.

5.В договоре предусмотреть пункт о том, что исполнитель (дизайнер) несет материальную ответственность за претензии налоговой инспекции к заказчику в части уплаты НДФЛ, страховых взносов и пени.

Это исчерпывающий ответ на вопрос: если исполнитель самозанятый, нужен ли договор?

Заключение

Самозанятость представляется как очень простой налоговый режим, который не требует дополнительных телодвижений для его плательщиков.

А вот организациям и ИП, которые заключают договора с самозанятыми, нужно быть начеку.
Мы уже ни раз писали об этом, например, здесь и здесь.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 15

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.